Каталог статей одного автора.

   
 

Статья: Несколько слов об истории сухой кисти.

 
 

Статья содержит размышления и воспоминания автора о технике изображения Сухая кисть. Экскурс в историю, анализ современного состояния, взгляд в будущее. Особенности и секреты применения.

   
 
Портрет по фото в технике "Сухая кисть".   В последнее время в современном искусстве России весьма активно заявила о себе техника изображения так называемая "Сухая кисть". Как бы не игнорировали ее существование официальные культурные учреждения и общества, делать это становится все труднее и труднее. Имеются сведения о том, что зародилась она в среде художников-декораторов в советское время и применялась для создания наглядно-агитационных объектов, в частности портретов политических лидеров Советского союза и других знаменитых личностей. В качестве основы для работ, выполненных в этой технике, чаще всего служила белая мелкозернистая негрунтованная ткань, например бельевая, натянутая на жесткую конструкцию - подрамник. Краска, обычно масляная, наносилась на основу тонким слоем в растирку. Белила при этом не применяются, белый цвет обеспечивается белизной просвечиваемой незакрашенной основы.
 
 

Преимуществами сухой кисти являются: минимум расходуемых материалов, относительная быстрота исполнения (тонкий слой краски быстрее высыхает) и, в случае использования масляной краски, достаточная прочность красочного слоя, устойчивость к воздействию воды. Все эти качества очевидно являлись большим плюсом для агитационных объектов, создаваемых для определенных событий, праздников и торжеств, и экспонируемых некоторое ограниченное время на открытом воздухе.
Но время шло, происходили различные политические и экономические перемены и актуальность такого применения сухой кисти постепенно отпадала. Зато, каким то неведомым ветром эту технику занесло в среду появившихся в ту пору уличных художников-портретистов и она завоевала там огромную популярность. Впервые я имел возможность наблюдать портретное творчество сухой кистью в году этак 1986-7ом, когда находился проездом в Москве и зашел прогуляться на ставший к тому времени пешеходным Арбат. Группа ребят восточной наружности, расположившись кругом с этюдниками и стульчиками, бойко трудилась над созданием образов желающих из прогуливающихся. Как я потом узнал впоследствии вроде как это были корейцы из Строгановки. На меня сухая кисть произвела впечатление тщательно проштрихованного академического рисунка, но на это уходят многие часы напряженной работы в условиях художественной мастерской, а тут... так быстро под открытым небом. Постепенно и другие художники стали осваивать приемы и методы работы в данной технике, ряды которых пополнил и ваш покорный слуга. Иногда приходилось выполнять такие заказы как портрет с фотографии, в этом случае сухая кисть также проявляла свои позитивные качества. Наилучшей основой в те времена служила акварельная бумага производства ныне не существующей Германской Демократической Республики, между нами попросту именуемая "торшон". Это была добротная, достаточно толстая бумага, качественной фактуры. Масляная краска на нее ложилась мягко, создавая плавные растушовки, хорошо набирался тон. Слабым подобием той бумаги служит итальянская акварельная бумага "фабриано". Кисти годились обычные: художественная щетина. Для черно-белого варианта чрезвычайно котировалась одна масляная краска с экзотическим названием, впоследствии снятая с производства. Долгие годы художники Арбата, создавая портреты сухая кисть, использовали ее уникальные свойства. Но запасы, произведенные в прошлые годы постепенно таяли, и теперь ее невозможно нигде достать даже за большие деньги.
С течением временем художники осваивали различные сорта бумаги, красок, кистей, у каждого появлялись свои секреты и приемы. И теперь по прошествии лет можно попытаться систематизировать и обобщить сведения о сухой кисти. Прежде всего хочется заявить, что любая техника - не самоцель, а средство осуществления определеных задач, которые ставит перед собой художник. Допустим если некоторый сюжет может быть наилучшим образом воплощен акриловыми красками, то нет необходимости привлекать какую-либо другую технику. В общем и целом сухую кисть можно определить как технику нанесения любой краски или даже графического материала на любую поверхность тонким слоем кистями в растирку без применения или с небольшим применением разбавителя. Причина, по которой сухая кисть получила большое распространение среди уличных художников - приемлемое, иногда весьма высокое качество за короткое время. Немаловажное достоинство - относительная устойчивость к влаге, в условиях работы на открытом воздухе. Большую роль в некотором снижении статуса сухой кисти сыграло и играет большое количество художников-дилетантов, взявшихся за кисть прежде нежели научиться грамотно рисовать обычным карандашом. Между тем эта техника скрывает в себе большие возможности применения в различных жанрах изобразительного искусства. По своей особой прозрачности и легкости цвета она имеет сходство с техникой акварели, но при этом не имеет таких выраженных границ заливок и мазков как в акварели. В свою очередь следует заметить, что во время работы сухой кистью в цвете масляными красками по бумаге, они имеют особенность терять яркость, что схоже с тем как при традиционной живописи маслом краски жухнут на плохо загрунтованной основе. В этом случае необходимо наносить цвета с некоторым запасом по насыщенности. Очень эффектными и интересными получаются портреты по фото, исполненные "Сухой кистью".

В общем хочется пожелать тем кто стремится освоить эту интересную и спецефическую технику: нужно пробовать, пытаться, экспериментировать и результаты не замедлят обозначить свое присутствие.

Е.Иванов

 
 

<< главная страница

 
         
 

Copyright © 2009 Artione1. All Rights Reserved.

 
Hosted by uCoz