Каталог статей одного автора.

   
 

Статья: Портрет на фоне пейзажа.

 
 

В данной статье освещается история соприкосновений различных жанров изобразительного искусства, в частности жанров портрета и пейзажа.

   
 
Знаменитый портрет "Моны Лизы Джоконды". Фоном служит пейзаж.   В мировом изобразительном искусстве существует определенное конкретное подразделение на жанры, исходя из объектов, изображаемых на плоскости или в объеме произведения. Так многие знакомы с такими явлениями, как портрет, пейзаж, натюрморт. Жанры в свою очередь, зачастую подразделяются на более мелкие направления, так например в сфере пейзажа можно выделить морской пейзаж или городской пейзаж. История развития жанров интересна и занимательна. Все мы знаем тот же пейзаж как самостоятельное явление в искусстве, но на протяжении многих веков он служил фоновой заставкой для сюжетных жанровых картин, например батальных или на библейские и мифологические темы. Также очень часто пейзаж служил фоном для портретного изображения. Именно этот аспект смыкания или пересечения жанров и хотелось бы затронуть в данной заметке, а именно такое явление как портрет на фоне пейзажа. Здесь стоит внести определенное разделение именно портрета и портретного этюда на пленере, где индивидуальные черты человека отходят на второй план, и превалирует отображение свето-цветовых нюансов и отношений среди природы или просто на воздухе.
 
 

Несомненно самым известным произведением такого плана является знаменитая Мона Лиза Джоконда великого Леонардо да Винчи. Женщина изображена на фоне фантастического и таинственного пейзажа, на котором мы видим скалы, водоемы, дорогу. Пейзаж как будто погружен в голубовато-зеленоватую дымку и имеет романтический и в чем-то даже космический характер. Благодаря пейзажу образ Джоконды приобретает отвлеченный, универсальный характер, олицетворяя единение человека и природы.

Среди произведений русской живописи тоже встречались интересные образцы данного направления. Среди прочих стоит упомянуть коллективное произведение художников Репина И.Е. и Айвазовского И.К. под названием " Прощай свободная стихия...", изображающее нашего великого поэта А. С. Пушкина на берегу беспокойной морской стихии. Поэт изображен, как бы прощающимся с морем, и произносящим строки из своего известного стихотворения. Фигура на картине исполнена Ильей Репиным, признанным мастером психологического портрета, а морской пейзаж написан не менее знаменитым мастером морского пейзажа Иваном Айвазовским. Произведение носит определенные признаки сюжетной картины, но также может быть отнесено к жанру портрета, так как изображает известную историческую личность с портретной достоверностью.

Среди других интересных произведений подобного типа в русской живописи хотелось бы отметить картину Валентина Серова "Девушка, освещенная солнцем" портрет М.Я.Симонович. Здесь мы сталкиваемся именно с эффектом пленерной живописи этюдного плана, однако не стоит полностью относить его к этюду. Перед нами все таки портрет конкретного человека и здесь превалирует отображение личности персонажа, его душевного состояния. а уже затем имеют значение обстоятельства и среда. Девушка помещена в тень деревьев, но сквозь листву пробиваются солнечные зайчики, затеивая своеобразную игру на лице, руках и одежде девушки. Фигура персонажа органично вписана в окружающий летний, солнечный пейзаж, что создает радостное позитивное настроение у зрителя.

В наше время развился такой жанр, как портрет с фотографии в том числе и на фоне пейзажа.Таким образом мы имеем возможность воочию убедиться, что на стыке различных жанров изобразительного искусства зачастую возникают настоящие шедевры, остающиеся на долгие века известными и популярными среди огромной части благодарных потомков.

Е.Иванов

 
 
<< главная страница
 
         
 
Copyright © 2009 Artione1. All Rights Reserved.
 
Hosted by uCoz